Воскресенье, 22 декабря, 2024
Новости

Подростковая интернет-зависимость – ЧУМА ХХI ВЕКА?!

Интернет зависимость официально не признана психическим заболеванием или отклонением. Но именно погружение подростков в виртуальный мир становится острой проблемой современной молодёжной культуры.

Причины формирования интернет зависимости:

-недостаточное внимание к подростку со стороны членов семьи;

-излишняя опека со стороны родителей;

-неудачи в общении со сверстниками, эмоциональная изолированность;

-наличие низкой самооценки;

-информационный недостаток;

-некоторые психологи утверждают, что интернет зависимость является одним из способов ухода от проблем реальной жизни во время подростковой депрессии.

Этапы формирования интернет зависимости.

Различают три этапа формирования зависимости подростков от интернета:

-Знакомство с виртуальным миром. Знакомство ребёнка с возможностями сети, поиск возможности использовать их в своих интересах, поиск нужной информации – всё это вполне безобидные действия, не всегда приводящие к формированию зависимости от виртуального мира.

-Замена реального мира и общения виртуальным. На вторую стадию формирования интернет зависимости переходят подростки склонные к замкнутому образу жизни, часто уходящие в себя, испытывающие проблемы в общении со сверстниками. Такие дети могут проявить себя лишь в анонимной среде интернет ресурсов.

-Полное погружение в виртуальный мир. Эта стадия сопровождается изменениями психического, эмоционального и физического состояния подростков. Ребёнок может проявлять агрессивность, он не интересуется окружающей жизнью и людьми, происходит явные физические изменения (истощение и ожирение).

Игнорирование проблемы в это время приводит к хроническому характеру зависимости. Со стороны можно сказать, что активность зависимости уменьшилась. Но это не верно. Ребёнок, возвращаясь к общению с реальным миром, чувствует себя некомфортно, остаётся замкнутым, практически постоянно находится в депрессивном состоянии. Выводит из этого состояния появление нового интересного собеседника или нового увлечения на просторах всемирной паутины.

Виды подростковой зависимости от компьютера

Виды зависимости от виртуального мира одинаковы для людей всех возрастов. Для подросткового возраста наиболее свойственны три из них:

1.Информационная зависимость заключается в постоянном, хаотичном не имеющем цели поиске информации, путём посещения большого числа различных сайтов и ресурсов.

2.Игровая зависимость выражается в полном погружении в виртуальный игровой мир и абсолютном отождествлении себя с выбранным героем. Опасность представляет перенос виртуальной агрессивной модели поведения в реальную жизнь.

3.Зависимость от социальных сетей и виртуального общения. Это вид зависимости выражается в замене некомфортного и неудачного реального общения виртуальной жизнью. Возможность становится в виртуальном пространстве другим человеком часто приводит к раздвоению личности и полному уходу от реалий внешнего мира.

Как понять, что подросток зависим от компьютерной сети?

Только внимательное отношение позволит увидеть проблему и подтолкнуть к её решению. Признаками наличия у ребёнка виртуальной зависимости являются:

-увеличение времени, проводимого за компьютером;

-проблемы в процессе обучения;

-отсутствие друзей, отказ от прогулок;

-раздражительность из-за отсутствия интернета;

-проблемы со сном,

-нерегулярное питание и отказ от пищи;

-проявление агрессивного поведения при попытке лишить техники и доступа в сеть.

Пути решения проблемы

Необходимо сразу отметить, что проблема должна решаться на начальной стадии или до её появления:

-постоянное доброжелательное, откровенное и заинтересованное общение с ребёнком;

-обеспечение разнообразия его досуга и свободного времени;

-отказ от использования компьютерных устройств в пользу других источников информации (книги, журналы, путешествия, встречи с реальными интересными людьми);

-занятия спортом, активными видами творчества;

-формирование умения общаться, уверенности в себе и позитивного отношения к жизни.

Проблему подростковой интернет зависимости должны решать только в результате совместных усилий родителей и ребёнка. Запретительные и агрессивные действия могут лишь усугубить проблему. Необходимо объяснить своему сыну или дочери, что компьютер – это лишь инструмент в процессе расширения своего кругозора и круга общения. 

Помощник врача-гигиениста  Н.И.Маркова